Родителям

 

С тех пор, как мир возник во мгле,
Еще никто на всей земле 
Не предавался сожаленью 
О том, что отдал жизнь ученью…

 МБОУ "Карагайская средняя общеобразовательная школа №2"  

e-mail: karschool2@mail.ru

 

 

Родителям

Использование

заданий тестового типа при коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов

     

          Проблема  нарушений письма и чтения  у  младших школьников актуальна и имеет большое социальное значение.              Преодолеть трудности при обучении учащихся начальных классов чтению и письму помогают коррекционно-развивающее занятия, проводимые учителями-логопедами общеобразовательных школ.

           Как показывает опыт,  учитель-логопед для оказания помощи детям имеет большой арсенал тренировочных упражнений, заданий. При их использовании на коррекционном занятии необходимо организовать работу так, чтобы побуждать детей к речемыслительной активности  и самостоятельности.

             Для оказания стимулирующего и регулирующего воздействия на мыслительную и речевую деятельность детей можно рекомендовать задания тестового типа.        

           Задания тестового типа, как показывает практика,  помимо коррекции речевого недоразвития способствует активному осмыслению, развивают устойчивость внимания,  способность к переключению и запоминанию,  способствуют формированию наблюдательности, контроля и самооценки.  Заданий тестового типа помогают  ученикам научиться целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия

           На подготовку заданий тестового типа затрачивается больше времени, но затраченный труд себя оправдывает.

 

Виды заданий тестового типа

 

Задания тестового типа по конструкции можно подразделить на:            

  • Задания тестового типа с простым выбором ответа
  • Задания тестового типа на установление соответствия
  • Задания тестового типа на сравнения
  • Задания тестового типа на установление последовательности

           

Подготовка  заданий тестового типа

 

 Используются  тестовые задания с одним правильным вариантом ответа.  Для оформления тестовых заданий  применяется презентация с гиперссылками. Подобная презентация позволяет организовать переход между слайдами таким образом, что переход на следующий вопрос станет возможным только при выборе правильного ответа. При составлении задания тестового типа максимально используются рисунки.   

            Учитель-логопед при использовании задании тестового типа на слайдах  может организовать во время коррекционного занятия индивидуальную, парную, групповую работу, организовать само- или взаимопроверку. На занятии предлагается не более 3-4 слайдов с заданиями. Задания используются в работе с учащимися 1-4 классов.    Слайд выводится на экран компьютера, может быть напечатан на бумаге, может передаваться в электронном и бумажном виде родителям для домашних занятий.

           При составлении заданий тестового типа учитываются дидактические принципы. Задания подбираются от простых к сложным, от знакомых к незнакомым. Они применяются на занятиях при закреплении, применении знаний, при проверке и оценке знаний.

         Выполнение заданий тестового типа на коррекционном задании сопровождается проговариванием и рассуждением, что делает работу ученика на занятии осмысленной.

 

Задания тестового типа с простым выбором ответа

 

             Тестовые задания с простым выбором ответа легко формируются и легко понимаются учениками. Задание состоит из вопроса, нескольких вариантов ответа. Ученик выбирает один правильный ответ.

 

          Выполняя данное задание,   ученик называет картинку, анализирует слово, сравнивает варианты ответа, при этом ему необходимо быть внимательным. Такие задания используются при работе по преодолению пропусков букв.

      

           Представленные выше развивающего характера задания тестового типа используются для преодоления трудностей распознавания звонких и глухих согласных, предупреждения орфографических ошибок при изучении программы по русскому языку на этапе применения знаний.  Ученику предлагается проявить максимальную речемыслительную активность. А именно в представленных заданиях прежде, чем выбрать правильный ответ,  ученик отгадывает загадку, анализирует отгадку,  в первом случае;  вспоминает правило, определяет, какая буква пропущена, подбирает родственные слова.

 

Задания тестового типа на установление соответствия

 

         Более сложные для формирования и выполнения детьми задания тестового типа. В заданиях необходимо связать между собой элементы двух частей:  левой и правой, предварительно проанализировать содержание каждой части.           Число элементов одной из частей должно быть больше, чем в другой.                            

                                                

                     Такие задания требуют устойчивости  внимании, способности к переключении,  формируют произвольность, кратковременную  память,  развивают способность анализировать, сравнивать, обобщать, 

       Тестовые задания  на соответствия используются на этапе закрепления и применения знаний, полученных на коррекционном занятии.

 

Задания тестового типа на сравнения

 

         Перед учеником ставится задача сравнения двух утверждений. Ему необходимо проанализировать содержимое задания,  сравнить, сделать вывод, выбрать верное утверждение. При этом ему необходимо проявлять устойчивость внимания, следить за качеством собственной речи, быть наблюдательным.

Данные задания применяются на этапе применения знаний. Ученики, выполняя  их, обосновывают свой выбор.

 

Задания тестового типа на установление последовательности

 

         На последовательность этапов следует выстраивать цепочку из 4-5 элементов.        

 

На слайде во время просмотра используется  функция «Фломастер». С помощью настройки дети обозначают  правильную последовательность элементов задания. Работа формирует, помимо навыков чтения,  внимание, память, логическое мышление, наблюдательность к языковым явлениям.

 

 

Организация оценивания  выполнения заданий тестового типа

 

         При работе на слайдах с заданиями тестового типа ученики могут ошибаться.  Они должны знать, что каждый  имеют право исправить неверный выбор ответа. При неверном ответе с помощью надписи на слайде оказывается стимулирующая помощь «Подумай ещё!». Ответив правильно, ученик видит перед собой слайд с поощрением.  или надпись «Молодец!»       

                  Такие слайды помогают ученикам  провести самооценку, подвести итог своей работы.

 

В качестве примера приводятся задания тестового типа, используемые при закреплении и проверки усвоения материала по теме: «Дифференциация Д – Т»  

  НА БЕСЕДУ К ЛОГОПЕДУ

  

Если постараться  - буквы будут получаться

 

        Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

        Максим 9 лет учится в третьем классе. Слабо успевает по письму. По остальным предметам учится удовлетворительно. Письмо замедленное, почерк неровный, буквы разного размера и наклона. За классом не успевает, рука быстро устаёт. В письме появляются  пропуски букв, ошибки. Если Максим получает возможность писать медленно, то качество улучшается.

        Мама отмечает, что  сын плохо владеет руками, затрудняется в рисовании, аппликации, не любит застегивать пуговицы, не умеет завязывать шнурки. Если дома накрывает на стол, то роняет посуду. Максим со слов мамы неловкий мальчик, но одновременно излишне подвижный, возбудимый, неуравновешенный.

         Наблюдения за третьеклассником на уроках письма позволили выяснить, что ученик за партой не сидит прямо, а  изгибает тело в сторону. Его локоть не лежит на столе, а свисает. Ручку мальчик держит неправильно. Со слов мамы её сыну так писать «удобно». Уже в пять лет Максим таким способом держал карандаш.

 

          Неправильное  формирование навыка работы с ручкой и карандашом произошло у Максима еще до поступления в школу и уже не поддается переделке. Поэтому желательно не позднее четырехлетнего возраста обратить внимание на то, как  формируется умелость ребенка держать карандаш и ручку.

            Родителей должно насторожить активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Рисование и закрашивание вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Если ребёнок поворачивает лист, то он лишает себя  тренировки пальцев и руки, необходимой для овладения письмом.

            Показательным является и изображение  слишком маленьких предметов, букв. Это свидетельствует о жесткой фиксации кисти и локтя на месте, двигаются только пальцы.  

             Показав ребенку, как надо правильно держать карандаш или ручку. В какой позе он должен сидеть  за столом во время рисования или письма взрослому нужно систематически проверять, выполняет ли ребенок  эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети 6 – 7 лет вполне способны сами контролировать эти действия.

          Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить  точку фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Если ребенок держит слишком близко к нижнему кончику, можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.

         Когда ребенок жестко фиксирует кисть на плоскости листа, может помочь обведение крупных фигур без отрыва руки.

         Для развития  тонкой ручной координации, необходимой для формирования правильного навыка письма важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей, вышивание, вязание. К старшему дошкольному возрасту у ребенка не должно быть затруднений  в застегивании пуговиц, завязывании шнурков, узелков. Ребенок должен уже правильно держать карандаш, фломастер при раскрашивании. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

   Для развития ручной умелости можно предложить следующие упражнения:

1.Нарисуйте на листе бумаги, какую - либо геометрическую фигуру и предложите ребёнку не вырезать её, а аккуратно вырвать по контуру, делая мелкие движения пальцами -  то есть, обрывая не больше, чем 2-4 мм за один раз.

2.Сделайте с помощью дырокола много кружков из цветной бумаги. Предложите ребенку создать из них с помощью клея аппликацию.

3.Дайте ребенку длинную нитку и достаточное количество бусинок. Пусть он попробует нанизать ожерелье.

4.Киньте ребенку маленький мячик, помещающийся в ладонь. Пусть он поймает его одной рукой. Упражнение можно повторять до тех пор, пока ребенок не устанет.  

 

Желаем успехов!

 

неверное удержание ручки

 

ручка правильно вложена в руку

ручку держит неправильно

 

поворт тетради для удобства ручка правильно

образец письма первоклассника

письмо первоклассника в норме

 

 Скоро в школу? Готовим детей к освоению грамоты

 

 Советы родителям: Таблицы для автоматизации слогослияния

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»