Программа Выпускник

 

С тех пор, как мир возник во мгле,
Еще никто на всей земле 
Не предавался сожаленью 
О том, что отдал жизнь ученью…

 МБОУ "Карагайская средняя общеобразовательная школа №2"  

e-mail: karschool2@mail.ru

 

 

Программа Выпускник

 

Программа>>>

Автоматизированная система «Выпускник-1» является автоматизированной версией уникального и высокопрогностичного методического инструментария, разработанного специалистами Военно-медицинской академии.

 

     АС «Выпускник-1» предназначена для углубленного обследования обучающихся 8 - 11-х классов с целью определения их профессиональной направленности.

 

     АС «Выпускник-1» является единственным Продуктом в своем классе, позволяющим осуществлять комплексную уровневую оценку обучающегося по психологическим, психофизиологическим и медицинским критериям, включающую:

·          описание индивидуально-психологических особенностей обучающегося;

·          характеристику интеллектуальных и стилевых особенностей деятельности;

·          особенности мотивационной сферы и направленности личности;

·          оценку психофизиологических свойств и качеств;

·          оценку проблемных зон и зон риска;

·          предрасположенности к отклоняющемуся и зависимому поведению;

·          характеристику наиболее выраженных способностей;

·          рекомендации по предпочтительному профессиональному предназначению.

 

     Отличительными особенностями АС «Выпускник-1» являются:

- простота и доступность в эксплуатации АС;

- обработка результатов в режиме реального времени обследования;

- возможность проведения исследования как в режиме «Обязательная программа», так и в режиме «Программа по выбору», в зависимости от целей исследования;

- сохранение и накопление базы данных с результатами обследования внутри системы;

- закрытый доступ к запуску АС и к результатам обследования для испытуемого;

- возможность просмотра результатов обследования на экране и вывод их на печать по отдельным блокам;

- оптимальное соотношение времени затраченного на обследование к качеству и объему получаемой информации по результатам исследования.

 

     Уникальным элементом АС «Выпускник-1» является «вшитый» в программу «детектор лжи», основанный на анализе психофизиологических процессов, и позволяющий надежно выявлять проблемные зоны испытуемого.

 

Результаты, получаемые с помощью системы, дополнительно являются прекрасным инструментом для проведения квалифицированного углубленного собеседования с испытуемым.

 

     АС «Выпускник -1» быстро может быть изменена, адаптирована и дополнена.

 

Анализ работы по АС «Выпускник»

            В школе имеется и успешно функционирует автоматизированная система «Выпускник». За время работы (с 2008-2011гг) было проведено профориентационное и психологическое тестирование  (с использованием автоматизированной системы «Выпускник-1») 198 человек – учащихся 8 – 11 классов, из них в 8 классах – 53 (31 мальчиков и 22 девочек), в 9 классах – 74 (35 мальчиков и 39 девочек), в 10 классах – 53 ( 24 юноши и 29 девушек), в 11 классах – 18 ( 7 юношей и 11 девушек).

       Анализируя время выполнения всех заданий, общее количество выполненных заданий (продуктивность) и количество  правильно выполненных заданий (эффективность) можно определить характеристики интеллектуальной деятельности учащихся:

Общая продуктивность:144,6193;

Общая эффективность (правильные ответы): 72,57955;

       Общий показатель надежности интеллектуальной деятельности по всей группе обследованных учеников составил: 0,50. Таким образом, усредненный показатель по всей выборке учащихся позволяет говорить о весьма средних значениях ОИР (общего интеллектуального развития) и надежности выполняемой деятельности.

        Общая продуктивность по 8-9 классам: 106,1316 при макс. возможной – 150 (70%);

    Общая эффективность по 8-9 классам:. 49,32456  при макс. возможной 150 (32%);

          Общий показатель надежности интеллектуальной деятельности по всей группе обследованных учеников составил: 0,46. Таким образом, усредненный показатель по всей выборке учащихся 8-9 классов позволяет говорить о преобладании продуктивного стиля деятельности: стремлении сделать больше при низком качестве выполняемой работы – необходимость со стороны контроля конечного результата, недостаточная сформированность функций самоконтроля.  Надежность относится к средним значениям, но в тоже время незначительно ниже, чем по общей группе учащихся.

        Общая продуктивность по 10-11 классам: 215,3871 при макс. возможной – 240 (85%);

       Общая эффективность по 10-11 классам: 115,3387 при макс. возможной – 240 (47%).

         Общий показатель надежности интеллектуальной деятельности по всей группе обследованных учеников составил: 0,53. Таким образом, усредненный показатель по всей выборке учащихся 10-11 классов позволяет говорить об улучшении общих показателей ОИР, как по продуктивности, так и по эффективности и соответственно надежности интеллектуальной деятельности. При этом полученные значения демонстрируют тенденцию к формированию в среде учащихся оптимального (популяционного) стиля деятельности: происходит процесс формирования функций самоконтроля. Учащиеся 10-11 классов меньше нуждаются во внешнем контроле и более ответственны за результаты своей деятельности Надежность относится к средним значениям, но в тоже время выше, чем по общей группе учащихся.

         При этом, среди учеников 8-9 классов было выявлено, что:

- выраженные способности имеют  2,5 % учащихся;

- хорошие способности имеют  67,5 %  учащихся;

- низкими способностями обладают  30%  учащихся.

         Среди учеников 10-11 классов было выявлено, что:

- выраженные способности имеют  2 % учащихся;

- хорошие способности имеют  93 %  учащихся;

- низкими способностями обладают  5 %  учащихся.

        Оценка ОИР позволяет рекомендовать обследуемому оптимальный образовательный уровень, адекватный развитию его ОИР:

- начальное профессиональное образование: для учащихся с низким и средним уровнем ОИР;

- среднее специальное образование: для всех уровней ОИР;

- высшее образование: для среднего и высокого уровня развития ОИР

Особенности интеллектуального развития по типам ИД :

Метод.

Аналог

Искл.сл.

Силл.

ВП

Ариф.сч.

Пр.м.

ЗП

УЗ

8-9

13/7

Н-0.53

15/7

Н-0.46

13/4.5

Н-0.34

14/8

Н-0.57

7/4

Н-0.57

14/6

0.42

14/10

Н-0.71

14/10

Н-0.71

10-11

27/20

Н-0.74

30/17

Н-0.56

27/13

Н-0.38

29/16

Н-0.55

13/9

Н-0.69

28.5/13

Н-0.45

30/20

Н-0.66

28/22

Н-0.78

Особенности: 1. Наилучшие показатели по количеству выполненных заданий в субтестах «Зрительная Память»  и «Установление Закономерностей»: это может указывать на направленность обучения на слепое запоминание, включение краткосрочной памяти и тренировку переключения внимания, автоматическое распознавание закодированной информации;

2. Наихудшие показатели по количеству выполненных заданий в  субтесте «Арифметический счёт». Это может указывать на  слабо развитые способности концентрировать внимание и совершать в уме простые арифметические действия, недостаточные темповые характеристики при самостоятельной работе;

3. Среди методик на развитие понятийного мышления, наилучшие показатели надежности по субтесту «Вербальная Память», (надежность на уровне 0.55), при этом процесс запоминания преобладает над функциями анализа, сопоставления и синтеза (самые низкие показатели надежности  по субтесту «Силлогизмы»)

4. По надежности низкие показатели – субтест «Пространственное мышление». Это может говорить о недостаточной тренированности самостоятельного оперирования в уме пространственными образами.

В 10-11 классах  более высокие показатели по субтестам «Аналогии»  и «Исключение слова», что указывает на высокий уровень развития вербального (понятийного) мышления, результаты тестирования в 8 - 9 классах говорят о хорошем развитии кратковременной и зрительной памяти (субтесты «Зрительная память», «Вербальная память»).

Опираясь на полученные результаты можно рекомендовать следующее:  проведение коррекционных занятий на развитие различных особенностей интеллекта: самостоятельные суждения, выводы, обобщения, тренировка художественного мышления.

     Выявление стиля интеллектуальной деятельности учащихся позволяет прогнозировать успешность обучения, освоения профессиональных знаний и вносит корректировки в выбор специальностей и направлений профессиональной деятельности. По результатам выполнения всех субтестов методики общего интеллектуального развития можно сделать вывод, что у учащихся преобладает продуктивный стиль деятельности,  на 2 месте – популяционный, на 3 - дискордантный, на 4 – креативный, на 5 – ригидный, на 6 – дефицитный. Ниже даны краткие характеристика каждого стиля.

        Вторым по значимости фактором в вопросах профессионального самоопределения личности рассматриваются склонности обследуемого к осуществлению профессиональной деятельности в рамках определенной профессиональной среды.

        Для выявления склонностей обследуемого в АС «Выпускник-1» использована полупроективная методика «Анкета интересов и склонностей», позволяющая диагностировать желаемые сферы применения специальных знаний и умений обследуемого:

- в технической  области;

- в гуманитарной области;

- в области естественно-научных знаний.

39 %  учащихся 8 – 9 классов продемонстрировали склонность к естественно-научному направлению, по 30,5% к гуманитарному и техническому направлению.  Учащиеся 10 – 11 классов показали примерно равные предпочтения по всем трем направлениям.

          Третьим фактором профессионального самоопределения личности рассматривается направленность обследуемого на осуществление профессиональной деятельности в определенной системе профессиональных отношений. Для выявления предпочтительной системы отношений в АС «Выпускник-1» использована методика «ДДО», позволяющая дифференцировать направленность на применение знаний и умений в системах:

- человек – человек;

- человек – природа;

- человек – знаковые образы;

- человек – художественный образ;

- человек – техника.

         Для учащихся 8 – 9 классов характерна направленность на применение знаний и умений в системе Человек – Природа. Для учащихся 10 - 11 классов эта направленность уже не ярко выражена. Примерно в равной степени отмечается направленность на деятельность в системах Человек-Природа, Человек- Человек, Человек – Художественный образ.

            Четвертым фактором, влияющим на профессиональный выбор являются индивидуально-психологические особенности личности обследуемого. Выраженность характерологических особенностей, определяющая наиболее устойчивые свойства личности: силу и подвижность нервных процессов, поведенческие стереотипы, используемые психологические защиты и т.д. вносит существенные уточнения при анализе и подборе видов профессиональной деятельности и конкретных специальностей.

       Индивидуально-психологические особенности личности напрямую связаны с профессионально-важными качествами (ПВК), предъявляемыми конкретной профессиональной деятельностью к человеку.

          С учетом значимости изучения личности подростка, в АС «Выпускник-1» представлен отдельный блок «Индивидуально-психологические особенности», результаты которого представляются самостоятельно и используются в профориентационных целях при анализе всех результатов обследования.

Анализ, выделение групп риска и формирование направлений коррекционной работы.

       У учащихся  8 – 9 классов отмечается более низкий уровень нервно-психической устойчивости и психической регуляции по сравнению с 10 – 11 классом.  Поэтому с этими детьми необходимо проводить занятия по саморегуляции, психологической разгрузке, следить за режимом труда и отдыха.   В обеих группах школьников  отмечаются высокие показатели по шкале «Индивидуалистичность». Для таких людей характерна индивидуальная личностная позиция, своеобразие интересов и увлечений, избирательность в контактах, независимость взглядов, особая направленность на субъективно значимые аспекты жизни. В условиях стресса может возникать чувство растерянности с уходом в мир фантазий и мечтаний. Нуждаются в индивидуальном подходе к себе.

Зависимое поведение – анализ, выделение групп риска и рекомендации

         Одной из задач нашего проекта является выявление предрасположенности к отклоняющемуся и зависимому поведению у учащихся 8-11 классов. С помощью методики «Отклоняющееся поведение», представленной  в АС «Выпускник-1» были получены следующие результаты:

8 – 9 классы

 

Вероятность суицид. риска

Вероятность возникновения алкогольн. зав

Вероятность возникновения

наркотич. зависим.

Вероятность возникновения игровой зависим.

Выс.

17%

6%

14%

7%

Ср.

50%

23%

46%

18%

Низ.

23%

71%

40%

75%

10 – 11 классы

 

Вероятность суицид. риска

Вероятность возникновения алкогольн. зав

Вероятность возникновения

наркотич. зависим.

Вероятность возникновения игровой зависим.

Выс.

11%

3%

3%

3%

Ср.

19%

17%

41%

8%

Низ.

70%

80%

56%

87%

        Вероятность риска возникновения зависимости в целом выше у учащихся 8 – 9 классов, чем у учащихся 10 - 11 классов. Сразу заметим, что риск возникновения зависимости не означает наличия самой зависимости. Можно говорить о том, что эта возрастная категория учащихся ( 8 – 9 класс) более открыта и восприимчива к влиянию окружения. Высокая вероятность суицидального риска у 17%  учащихся  8 – 9 классов может быть объяснена незрелостью установок или несформировавшимся мышлением. В любом случае, педагогам и психологам нужно обратить внимание на эту информацию и проводить профилактическую и коррекционную работу.

         Следующим мероприятием, оптимизирующим результат профориентационного заключения является Собеседование по результатам, получаемым на АС.

      Профориентационное собеседование нацелено на уточнение у подростка тех характеристик, которые считаются важными для выполнения конкретной профессиональной деятельности: нацеленность на профессиональную подготовку, наличия или отсутствия профессионально-важных качеств, трудовой мотивации, уровня притязаний.

        Обязательным элементом профориентационного собеседования является сопоставление результатов, полученных в ходе обследования на АС «Выпускник-1» с другой профориентационной информацией: реальное положение на рынке труда, востребованность профессий, прогноз на занятость, уточнение возможностей получения образования и др.

           Проведение статистического корреляционного анализа позволило выделить следующие особенности:

·         Уровень интеллектуального развития снижается с ухудшением нервно-психической устойчивости;

·         Проявление способностей напрямую связано с умением общаться;

·         Моральная нормативность не влияет на общее интеллектуальное развитие.

          Рекомендации классным руководителям, педагогам предметникам: для успешного обучения в школе будет эффективна работа над развитием коммуникативных навыков учащихся и повышением нервно-психической устойчивости.

        Зависимое поведение связано с такими ярко выраженными чертами характера как ригидность, тревожность, индивидуалистичность, импульсивность, гипертимность.

      Чем выше показатели по шкале «Оптимистичность», тем меньше вероятность возникновения игровой зависимости.

        Таким образом, использование АС «Выпускник-1» в практике педагога-психолога, в том числе, в профориентационных целях является творческим аналитическим процессом, требует соответствующей подготовки педагога-психолога, но при этом позволяет в значительной мере индивидуализировать адресную помощь как учащимся и их родителям, так и педагогам.

АС «Выпускник» позволила решить поставленные задачи:

·         Описаны индивидуально-психологические особенности каждого ученика; составлены характеристики интеллектуальных и стилевых особенностей деятельности учащихся;

·         Определены  особенности мотивационной сферы и направленности личности;

·         Оценены проблемные зоны и зоны риска учащихся; выделена группа риска по предрасположенности к отклоняющемуся и зависимому поведению;

·         Сформированы рекомендации для классных руководителей и педагогов по коррекционным мероприятиям;

·         Описаны характеристики наиболее выраженных склонностей и способностей учащихся;

·         Выработаны рекомендации по предпочтительному профессиональному предназначению для каждого ученика; выявлена группа школьников, которым можно рекомендовать высшее образование.

·         Индивидуальные материалы по профориентации, а также список рекомендованных специальностей  были предоставлены школьникам и их родителям для обсуждения в кругу семьи.

Волегова В.В.

Педагог-психолог

 

 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»